Реклама
Интервью

"Самая великая цель, когда ты продвигаешь человеку книги, даёшь ему возможность читать"

"Самая великая цель, когда ты продвигаешь человеку книги, даёшь ему возможность читать"
Нижний Новгород. 18 апреля. НТА-Приволжье — Андрей Эддисон: "Самая великая цель, когда ты продвигаешь человеку книги, даёшь ему возможность читать".

"Модель для сборки" - культовая российская радиопрограмма, выходившая в эфир с 1995 года, позднее перешедшая в формат подкастов. Проводятся и живые мероприятия. Впервые проект выступил в Нижнем Новгороде с мини-туром "Голос галактики". Мы пообщались с Владиславом Коппом, (автор программы и литературный ведущий) и Андреем Эддисоном (диск-жокей и продюсер программы МДС).

Хотелось бы поблагодарить вас и всю команду, что вы, так немножко неожиданно, после Москвы и Питера приехали в Нижний Новгород. Ну, я как человек, который давно слушает передачу, скажу честно, был сильно удивлён. Скажите, пожалуйста, с чем связан выбор именно Нижнего Новгорода?

Копп: В принципе, в Нижний мы давно бы уже приехали, если бы сложились обстоятельства.

Эддисон: Во-первых, нам действительно очень интересно приезжать в какие-то большие красивые города, которые мы так или иначе не охватывали. С другой стороны, совпал вопрос площадок. Мы давно уже плотно сотрудничаем и дружим с петербургским Планетарием №1, где мы выступаем уже последние лет шесть, как минимум. Причём ежегодно на День космонавтики.

Мы давно уже знали, что здесь в Нижнем Новгороде тоже есть планетарий, и это, в общем-то, условно говоря, одна компания. Возникла идея попробовать сделать такой мини-тур по планетариям, посвящённый Дню космонавтики, на космической неделе. Поэтому мы сделали разбивочку буквально в неделю - два концерта: Санкт-Петербург и Нижний Новгород.

Естественно, выстраивали всё это в единой канве и под одним названием. Это первый раз такой опыт: залы полные, люди рады, значит, все хорошо. И, конечно, мы очень рады приехать сюда. Прекрасный, красивый город. Давно пора.

Спасибо!

Копп: Так что дорожку проторили, скорее всего, повторим.

В следующем году будет, я так понимаю, 30 лет проекту, планируется ли в связи с этим какое-то масштабное турне? Все секреты, наверное, раскрывать преждевременно...

Эддисон: Да, преждевременно, потому что не все они обсуждены, не все доработаны. Ну, конечно, год тридцатилетия, это... Понимаете, в чем дело? Мы все-таки не настолько концертный коллектив, чтобы катать прям, как нормальные артисты катают каждый день...

Копп: К юбилеям мы относимся, по-разному, конечно... Спокойно в целом... Ну да, хорошо. Вот веха, идём спокойно дальше.

Эддисон: Тут скорее смысл в другом... Тут целый год. Если мы до него доживём и всё будет нормально, будут силы и возможности, то, да. На весь год какие-то интересные проекты, безусловно, будут запланированы. И, возможно, какие-то выезды будут запланированы. Мы не будем катать тур прямо изо дня в день. Это в нашем случае было бы сложновато по целому ряду причин. Но, если получится, выезды и концерты, посвящённые тридцатилетию, мы сделаем. И хотелось бы, конечно, попробовать посетить ещё как минимум несколько интересных городов. Нижний Новгород, я думаю, будет в их числе.

Есть ли какие-то различия между выступлением в разных географиях - в Москве, Питере и Нижнем Новгороде? Как вам публика? Какие особенности вы отметили, выступив у нас?

Эдиссон: На мой взгляд, разница, есть. У вас очень организованная публика. Вот, что можно отметить, так прямо все очень быстро, чётко.

Копп: Это да. Я бы сказал, что чуть более сдержанная публика, но это просто в силу того скорее, что в Москве публика, которая к нам ходит, приходит чаще. Да и мы уже друг к другу привыкли. В общем, многие лица мы видим достаточно часто...

Эддисон: Хотя и новые тоже приходят до сих пор.

Копп: Более того, за всю историю программы много раз бывало такое, что кто-то приводил своих родителей, бабушек и дедушек... С течением времени стали приводить своих детей. Да, когда человек подходит и говорит, я вас с детства слушаю, это, конечно, с одной стороны, радует, с другой, уже как-то даже... намекает на возраст.

Эддисон: Да, по поводу публики - публика отличается, это правда. Ну, атмосфера положительная, тёплая, хорошая. Публика, организованная прям чётко вовремя пришли. Ровно все строем, зашли, сели. Класс!

У нас иногда Питер заходит, как хочет вообще... Москва, там тоже по разному уже, но мы хотя бы там многих уже знаем... Это нормальная особенность, за этим, в том числе и приезжаешь. Это очень интересно посмотреть, как отработали вот этот город, а как вот этот, какой вообще отзыв, какой фидбэк получили, как людям в глаза посмотрели и как они? Мне кажется, люди ушли довольные. Это самое главное, когда мы видим, когда люди подходят, благодарят и уходят довольные. Значит, мы своё дело сделали хорошо, и в этом кайф.

Скажите, пожалуйста, вот все-таки уже 29 лет выступлений... Сейчас очень модной становится тема такого профессионального выгорания. Я понимаю, что вы люди творческие, но нет ли вот какой-то, может быть, какой-то усталости?

Копп: Я вам по секрету скажу - усталость есть у всех. Но... Любое дело, которое делается не только ради себя, а ещё для кого-то, оно вот этим и питает. Только за себя могу сказать, что бывает, что перед началом выступления я могу находиться в разном состоянии, даже полупаническом. Но, как только я вижу собравшийся зал, благожелательные лица людей, всё встаёт на свои места. Мы вливаемся в рабочий ритм и делаем всё, что делали.

Эддисон: В целом, если вы спросите у любых артистов, музыкантов, актёров, кого угодно, кто отработал, тем более в одном плюс-минус коллективе, на такой дистанции. Я не думаю, что будет кто-то, кто скажет, что нет выгорания, что они все как в первый раз. Если есть такие, ну, это кайф, конечно, это круто.

Здесь даже дело не в этом. Есть понятие все-таки того, что есть в жизни какие-то вещи, и других уже не будет. Что-то может быть, но вот такого проекта условно уже в жизни ни у кого не будет. И надо его хранить, и относиться к нему бережно и с уважением. И вот это даёт силы не выгорать. Это даёт силы, когда хочется где-то поругаться, где-то сдержаться, да, там в коллективе всегда есть какие-то там вопросы...

Копп: Вот именно по этой причине мы стараемся не делать наши выступления слишком частым.

Я помню, был в своё время такой, как мне показалось, очень интересный эксперимент, когда вы читали Гоголя под классическую музыку...

Эдиссон: Давно, очень давно...

Но до сих пор у меня такое очень атмосферное восприятие этого произведения во многом благодаря именно вам Хотя, конечно, я его читал ранее. Но такая подача была совершенно новая. Планируется ли может быть, продолжить эту историю и добавить немножко классики, не только электронику?

Эддисон: Мы сейчас как раз только-только записали Десятый юбилейный сезон подкастов на портале SoundStream. Собственно, это та же радиопрограмма, которая была, просто мы её перенесли в интернет, как бы вот и там как раз очень много классики. Классики литературной, прежде всего. Что касается классики музыкальной, всё-таки надо понимать, что мы диск-жокеи. Мы плоть от плоти выросли с электронной музыкой в разных её вариациях, ипостасях... С классикой, конечно, нам работать немножко тяжеловато. Но другой вопрос, что есть очень много современных электронных проектов, которые в своём творчестве используют элементы классической музыки. Иногда у нас в треках проскальзывают некоторые элементы виолончели, контрабасов, скрипок... Если работать на чистой классике - мы рискуем превратить концерт в консерваторию и филармонию. Это не совсем наша цель. Фрагментарно использовать там, где это будет разумно, да, вполне возможно.

В какой-то момент, мне кажется, произошёл разворот от авторов западных к отечественным...

Эддисон: Сейчас уже обратный разворот. Уже много читаем и западных. Идёт обратная тенденция. Мы в девяностые годы, когда занавес железный рухнул, и эта вся лавина, классической импортной американской фантастики вывалилась на наш рынок, конечно, с ней работали. Во-первых, это было просто, это было можно, и это было очень круто. И, честно говоря, 80% её мы просто перечитали... Ну и сейчас находим, как к этому вернуться. Сегодня Айзека Азимова читали, куда ещё более классический.

В своё время вы прочитали цикл рассказов Виктора Пелевина и даже целый роман "Generation P". Не планируется ли возврат к нему, поскольку у него достаточно много коротких рассказов из раннего творчества?

Эддисон: Вот с Пелевиным сложно...

Копп: Сложно, потому что нужно разрешение. Авторские права — это всегда был основной камень преткновения к прочтению чего-то.

Эддисон: И его же не найдёшь нигде. У нас есть люди, с кем мы договаривались.

Копп: Причём рассказы, которые когда-то были прочитаны, они читались вот тоже просто от вольного. Потому что, девяностые... Тогда даже об этом никто не задумывался. А вот с "Generation P" - интересная история. Роман был прочитан после того, как я зашёл в издательство, где тогда издавался Пелевин, которое находилось в соседнем с радиостанцией здании. Просто зашёл в pr-отдел и сказал - "так и так, у нас вот есть программа, у вас есть вышедшая книга, которую я бы очень хотел на этой программе прочитать". Они: "Ну ладно, подумаем. Приходите через пару дней". Через пару дней прихожу - "да, всё согласовали, всё можно". Так это делалось тогда.

Завершающий вопрос, даже может быть, такая вот просьба — дайте какое-то напутствие слушателям, и к аудитории, все-таки с уклоном на наших нижегородцев, чтобы вы пожелали? Читать хорошие книги?

Копп: Да почему только с уклоном? Вообще всем, всем абсолютно, кто услышит это интервью, я бы пожелал пожелал хороших книг, хорошей музыки, жить своим умом, делать правильные выводы на основании правильных умозаключений. И в общем радоваться жизни.

Эддисон: Да, лучше и не скажешь. А вообще когда-то, люди нам еще в 90е годы в программу писали, что "благодаря вам мы стали читать". А это там условно 95, 96 год. Понятно, что люди не очень тогда сильно читали. Времена были немножко другие. И когда приходили вот такие письма, это было самое великое счастье. И самая великая цель, когда ты продвигаешь человеку книги, даёшь ему возможность читать, заново что-то для себя осмысливать. Самое большое пожелание, которое могло быть и самая большая наша цель. Это важно, когда люди такое пишут. Значит, мы что-то сделали правильно.

Автор: Владимир Яшин

Все новости раздела «Интервью»

Аналитика
Реклама
Интервью
Реклама
Комментарии
Реклама
19 мая 111